Покрова
Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы — праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования — 1 октября по юлианскому календарю (14 октября по новому стилю).
В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году.
Покро́в день (Покро́в, Покрова́) — день народного календаря у восточных славян, отмечаемый 1 (14) октября. Связан с началом осенних традиций, вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона — первый по настоящему осенний праздник.
На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.
В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи. В Заонежье с Покрова до Николы морозного отсчитывалось зазимье.
Другие названия
Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая (белорус.), Засидки, Обсичане, «День зустрічі зими» (укр.), День Романа Сладкопевца, Праздник урожая (старообр.), «Покровица» (серб.), Покровá Богородицы, Покровá, Покров-Батюшка.
Явление Богоматери
В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в ряде источников — с племенами русов), и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту) в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).
Димитрий Ростовский сообщает следующие подробности о чудесном видении:
Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
— Димитрий Ростовский. Жития святых (1 октября)
История установления праздника
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила.
Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
Народные традиции
На Руси — первый по-настоящему осенний праздник. С этого дня начались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон.
Раньше девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Сейчас Пресвятой Богородице молятся о замужестве. Роману Сладкопевцу молятся о просвещении разума, научении духовной грамоте и о помощи в трудном учении; перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии; перед Барской иконой Божией Матери молятся при бедах, невзгодах, а также о возвращении пленных.
В этот день Домовой спать укладывается и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Протапливали избу, Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
С Покрова, — говорят в народе, — перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зелёной, растопляющей своим теплом снега-льды. В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» – говорят порой в деревне.
Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходят по родным, в гости. Девушек вознаграждают куриными яйцами. [Земцовский И.И.]
В этот день девушки просят Ладу-Богородицу о замужестве: «Покров пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком! Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает». У девушек существует поверье: кто раньше поставит в этот день свечку, тот раньше и замуж выйдет, поэтому они встают утром рано и бегут в церковь ставить свечку празднику.
Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло — засидки привело».
Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине свои старые соломенные постели. Этим охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делается в предохранение от зимней простуды.
Русские люди, празднуя дни, посвящаемые Богоматери, ожидали от Неё помощи как от «заступницы усердной» перед Богом. Когда праздновался Покров, то, в народных представлениях, Богородица печалилась не только о девушках, но скорбела за весь крестьянский род. Об этом повествует бытовавшее ещё в начале века в нижегородско-самарском Поволжье сказание о том, что каждый год в назимние октябрьские дни — «от Покрова до Казанской» — ходит по земле Мать Пресвятая Богородица с собором святых праведников. Ходят святые угодники по крестьянским нивам, заботливо проверяя, весь ли урожай «сдвинулся» с полей в закрома. Ведь по народному счету времени Покров и Казанская — это и сезонные вехи: Покров — зазимки, Казанская — это уже первозимье, начало санного пути.
В народном осмыслении церковный праздник Покров Богородицы предстаёт далеко оторванным от христианской легенды. Народ создаёт свою легенду о страдающей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны пророком Ильёй. Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.
Поговорки и приметы
Покров — не лето, а Сретенье — не зима. Покров — не лето, а Благовещенье — не зима. На Покров первое зазимье. В Покров до обеда осень, после обеда — зима. «Зіма закрывае лета, а Бог пячатае зямлю пасля Пакрова, і да вясны ніхто не можа знайсці скарбаў» (белорус.). «На Пакрóвы дай сена карове» (белорус.). «До Покрови давали молоко корови, а по Покрові пішло молоко в роги корові» (укр.). Кто сеет на Покрóве — не будет иметь, что дать корове (белорус.). Пречистая мать (Благовест) засевает, а Покров собирает. Порова покрывает землю листом или снегом. «На Покрова, як месяц молодый, то буде зима молода [мягкая], а як месяц полный, то буде снега полно» (белорус.). «Як на Покроў молодзик стане — зима лёгка будзе. Як у старом — силна зима» (полесье). «На Покрову прикриваюцца ўси гадости [гады] — ужы и ўси» (полесье). Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём — добром!
Выпадение снега на этот день считают счастливым предзнаменованием для обручённых. Если снег выпадает на Покров — счастье молодым. Придёт Покров, девке голову покроет (замужние женщины на людях ходят только с покрытой головой). На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращаются с мольбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоўку — вяночкам» (белорус.). Не покрыл Покров, не покроет и Рождество. Корову выбирают по рогам, человека — по родам. Если сваты обошли стороной хату, то говорили: «Приходит Покрóва — ревёт девка как корова» (белорус.). На Покров свадьба крепка. Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест. Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб. Весело Покров проведёшь — женишка найдёшь. Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
Между Покрова и Родительской субботы зима не становится. Коли белка в Покров чиста (вылиняла) — зима будет хороша. На Покров улетают последние журавли, если раньше улетят — быть холодной зиме. Отлет журавлей до Покрова — на раннюю и холодную зиму. Захвати тепла до Покрова (утепли, вычини избу). Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров! Батюшка Покров не натопит хату без дров. Ветер с севера, с востока — быть зиме суровой, дует с юга — на снега, на тёплую зиму; переменный — и ей быть переменной. По Покрову и зима. На Покров последний сбор плодов. Последний сбор груздей и рыжиков.